К списку статей →

Аркадий КУЗНЕЦОВ

 

В Тюмени состоялась презентация стратегии инвестиционного развития машиностроительного комплекса юга области. На ней присутствовали руководители предприятий отрасли, представители правительства Тюменской области (ПТО) и консульских служб ряда зарубежных государств.
Основное время презентации занял своим докладом директор консалтинговой компании «Прэфиш» Сергей Шатохин. Именно эта фирма по заказу департамента инвестиционной политики и разрабатывала данную стратегию. Документ получился объемный: 84 слайда, снабженных цветными графиками и диаграммами, а также множеством трудно понимаемых терминов типа «аппроксимация» или «форсайт». Более чем часовое чтение доклада изрядно уменьшило число собравшихся на презентацию, а наиболее терпеливых едва не усыпило. Нельзя сказать, что информации для размышления было недостаточно, но вот ее подача явно была не на высоте, да и услышать на презентации стратегии развития областного машиностроения многие надеялись совсем другое.

«И в воздух чепчики бросали…»

Итак, что же включает в себя пресловутая стратегия? Более половины документа, в лучших традициях «проклятого» прошлого, занимает перечисление успехов. Успехов, которые покажутся еще более выдающимися, если вы узнаете, что все машиностроение юга области (а именно о нем говорит стратегия) составляет 0,85 процента от всероссийского объема. Конечно, внутри этого объема ряд предприятий показывает чудеса роста: чего стоит только повышение производства на 227,7 процента компанией «ЮТэйр-Инжиниринг»! Неплохо было бы поинтересоваться: а начиная с какого уровня? Надеемся, не с нулевого или близкого к нему. Растет и прибыль: по 35 ведущим машиностроительным предприятиям она составила в 2007-м 2 384 миллиона рублей (более чем в два раза превысив прибыль 2006 года). И это не может не радовать…

Впрочем, не может это и не удивлять. Откуда берутся такие цифры, если тюменцы как раз за два прошлых года стали свидетелями исчезновения по меньшей мере трех заводов из центральной части города — «Строймаша», станкостроительного и АТЭ. Какой-то из них ликвидировали, какой-то отправили на выселки, но в любом случае они не в той ситуации, когда предприятие может стабильно работать и давать прибыль. Получается, что остальным машиностроителям, чтобы показывать удивляющие всю страну цифры роста, приходится теперь работать, как в песне, «за себя и за того парня».

Стратегия достаточно тщательно описывает структуру машиностроительного комплекса Тюменской области. Кстати, объемы основных фондов тюменских машиностроительных предприятий тоже неуклонно растут (за 2004— 2006 гг. их общая стоимость увеличилась в 1,42 раза и достигла 4,4 млрд рублей). Но не стоит думать, что стратегия написана лишь одной розовой краской — есть в ней и нелицеприятные моменты. Оказывается, несмотря на все успехи, степень износа этих самых фондов составила 36,4 процента, а средний процент износа оборудования, к примеру, в нефтегазовом машиностроении достигает, страшно подумать, 100 процентов! Чудеса, да и только — изнашиваются и дорожают, прямо, как антиквариат…

Вообще составляли этот уникальный документ неисправимые оптимисты и люди с позитивным взглядом на жизнь. Сразу же после графика «Степень износа» идет слайд «Коэффициент обновления», внушающий надежду, что все не так уж плохо. А заголовок «Идет обновление производственных фондов машиностроительного комплекса юга Тюменской области», напоминает незабвенное «На площадь входит колонна демонстрантов». Перечисление этих достижений тоже изобилует яркими, но неконкретными фразами типа «широкая реконструкция» или «новые производственные фонды», которые кое-где «формируются», а кое-где «и системно обновляются». Некоторые предприятия рискнули «осуществить мероприятия по автоматизации производства», а иные замахнулись даже на «техническое переоснащение»!

Не стоит думать, что мы не рады этим скромным успехам наших машиностроителей, опущенных за годы перестройки, как говорится, ниже плинтуса. Но что дает перечисление этих восторженных банальностей в документе, который претендует на гордое звание «Стратегии инвестиционного развития машиностроения Тюменской области»? Насколько это соответствует статусу «правительственного» документа, пусть даже и регионального масштаба? На лицах многих руководителей машиностроительных предприятий было заметно недоумение и сожаление о времени, бесцельно потраченном на эту презентацию.

«Полезные советы»

Банальными показались и выводы стратегии, представленные как вершина скрупулезного анализа. Речь идет о так называемых системных проблемах в развитии тюменского машиностроения, которые выделялись в презентации красным цветом и были способны потрясти отдельные неокрепшие умы. Перечислим проблемы по степени их значимости:

1) Техническая и технологическая отсталость производственной базы машиностроительных предприятий.

2) Недостаточная обеспеченность профессиональными кадрами, способными осуществлять долговременную стабильную и конкурентную деятельность в условиях рыночной экономики.

3) Отсутствие инновационной направленности в производственной деятельности на предприятиях тюменской машиностроительной отрасли.

Потрясенные, отправимся покурить в сторонку и подумаем, а что же нам со всем этим делать? Не находя ответа, обратимся к «Стратегии» и увидим там… предложение решать эти вопросы самим. По крайней мере, так это выглядит в презентации стратегии. Все в рамках плюрализма: вот вам успехи, вот недостатки, вот нелицеприятные выводы, а дальше сами разбирайтесь, как жить. Автор стратегии, как неподкупный и объективный судья на суровом поле бизнеса, делает все, чтобы его нельзя было обвинить в подыгрывании тюменским машиностроителям. Весь пафос «Стратегии» можно заключить пословицей: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих».

Конечно, в этом документе не обошлось без рубрики «Полезные советы», полезность которых прямо пропорциональна их очевидности. Речь идет о всестороннем взаимодействии с нефтегазовой отраслью, готовности в любой момент и по первому требованию изготавливать то, что может пригодиться нефтяникам и газовикам. Думаю, эта «свежая» мысль пришла большинству производителей юга области еще в самом начале 90-х, и те, кто сумел застолбиться на этом рынке, продолжают наращивать свои объемы. Правда, говорят авторы «Стратегии», опираясь, кстати, не на свои исследования, а на данные некоего ИГ «КапиталЪ», возрастет объем нефтесервисных услуг. Прямо так и говорят: «Пока российский рынок этих услуг далек от конкуренции, но через несколько лет все изменится». Повторюсь: где бы мне набраться этого оптимизма и задора, этой сказочной веры в чудо? В добрых, как Санта-Клаус, «Шлюмберже» и «Халибертон», которые, щедро одарив нас своими учебными центрами и заводами, просто уступят хорошим русским парням свою долю этого бизнеса? Прочитав подобные обещания, на месте машиностроителей я бы употребил еще одну поговорку: «Не учите меня жить, помогите материально».

Некоторые тезисы

А они, с разной степенью настойчивости, примерно то же самое и говорили. Директор завода «Газтурбосервис» Владимир Немков прямо указал на отсутствие в стратегии поставленных целей и задач, а также путей их решения. По его мнению, эффективной формой поддержки тюменского машиностроения может стать госзаказ, который должен формироваться на региональном уровне. Значительной помощью предприятиям стало бы присоединение к государственным корпорациям, и в этом случае потребуется помощь региональных властей. По его мнению, стажироваться за границу нужно ездить не только будущим экономистам или менеджерам, но и студентам машиностроительных факультетов, хотя бы для того, чтобы увидеть, насколько мы отстали от Германии или Японии. Надежды на устойчивое финансирование машиностроения из инвестиционных источников Владимир Алексеевич так же безжалостно разрушил: «Ни одно из наших предприятий не соответствует стандартам западных банков, а значит, не сможет получить выгодный кредит. А надеяться привлечь сюда инвесторов прибылью — это утопия».

Кстати, идя на презентацию, я был почти уверен, что большее время на ней займет живая дискуссия между руководителями предприятий, банкирами, представителями власти, может быть, даже и общественностью, представленной в зале студентами. Очевидно, они были «приглашены» для кучности, но отказались от роли декораций и задавали достаточно острые, хотя и без знания темы, вопросы. Худо, что на дискуссию, после утомительной полуторачасовой лекции «Тюменское машиностроение вчера, сегодня, завтра и всегда…» не осталось уже ни сил, ни времени. И умудренные опытом машиностроители были вынуждены довольствоваться ролью воспитанных слушателей, которые не свистят, даже если спектакль им очень не по душе.

Подводя итоги, изложим несколько тезисов, которые были сформулированы, что называется, на коленке представителями машиностроительного комплекса. В этом случае я не делю их на докладчиков и слушателей, а, как говорится, извлекаю сухой остаток из всего услышанного. Итак, в развитых странах под госзаказы создаются комплексные территориальные производства (надо же, поднял я брови, а нас со времен перестройки убеждали: на Западе никакого госзаказа нет). Поступило предложение выделить в стратегии развития тюменского машиностроения те отрасли, которые способны производить качественный конкурентный продукт, например, судостроение. На этой базе шире развивать региональную интеграцию, проще говоря, чтобы комплектующие не приходилось везти с берегов Тихого океана. Не ограничиваться нефтегазовым кластером, а создать внутри нашего машиностроения несколько направлений развития. А то получится, что нефтяные вышки у нас будут делать и на судостроительном, и на моторном, а может, со временем и на заводе медоборудования.