К списку статей →

Тюменская региональная интернет-газета "Вслух.ру"

 

Что выгоднее для бизнеса: корпоративные юристы или внешние юридические консультанты? А может лучше всего тесное и выгодное для обеих сторон сотрудничество тех и других — эти вопросы стали ключевыми на круглом столе "Корпоративные юристы vs. юридические консультанты?". Круглый стол организовал "Тюменский бизнес-журнал" 25 апреля.

Гендиректор Консалтинговой Компании "ПРЭФИШ" Сергей Шатохин провел для участников мероприятия небольшой экскурс в историю. Он рассказал, что в начале 90-х годов рынок юридических консультантов только начал расти. В Россию в то время стали заходить зарубежные компании, инвестиционные банки Европы. Но тогда юридические консультанты занимались обслуживанием компаний по национальному признаку. К примеру, немецкий бизнес в России обслуживался консультантами немецких международных компаний. То есть жесткой конкуренции в то время на рынке не было. В 1998 году, в период кризиса, зарубежные компании начали уходить с рынка, и российские консультанты, уже набравшись опыта и обзаведясь своими клиентами, начали завоевывать рынок. Но в 2008–2009 годах, когда ряд компаний начинают сливаться в крупные холдинги, начинается борьба за кадры.

Директор ООО "Аспект-М" Степан Матаев рассказал, что тогда же, в 2009 году, было создано некоммерческое партнерство "Западно-Сибирская правовая палата", которая объединило ведущие западно-сибирские правовые компании Тюмени. "Это признак зрелости рынка, признак его формирования. Рынок стал организовываться, а компании теперь знают друг друга в лицо", - считает Матаев.

Генеральный директор ЗАО "Жанетта-Консалтинг" Сеялхан Макаш сообщил, что благодаря объединению внешние юристы стали работать по специализациям. То есть члены некоммерческого партнерства могут передавать клиентов друг другу, в зависимости от того, кто на чем специализируется. Так, "Жанетта-Консалтинг" ориентируется на малый и средний бизнес, поэтому чаще всего занимается вопросами слияния и реорганизации, интересуют этот сектор и вопросы взыскания долгов.

Для директора ООО "Когитум" Николая Когошвили актуальны вопросы защиты прав интеллектуальной собственности. "Популярность защиты прав интеллектуальной собственности связана с повышением уровня правовой организационной культуры населения", - уверен он.

Согласился с мнением юристов и Сергей Шатохин: "Сегодня сообщество юридических консультантов учится работать сообща". По его словам, на рынке появилось такое понятие, как частно-государственное партнерство: "В этом изменении рынка мы все заинтересованы. Мы только тогда станем интересны крупным компаниям, когда будем делать для них что-то "под ключ"".

В целом же бизнес юридических консультантов в России перспективный, поскольку уровень правовой культуры еще есть куда развивать и повышать: "Чем больше человек ценит свое право и осознает его значимость, тем больше у него мотивации для решения своей проблемы через юристов", - заметил Когошвили.

Не против привлечения внешних консультантов и сами корпоративные юристы. Зачастую они обращаются к руководству своих компаний с предложением по каким-то специализированным вопросам нанять внешних специалистов. Начальник юридического отдела ЗАО "Партнер" Максим Пазинич рассказал, что компания сама заинтересована в оптимизации процессов. "Мы пользуемся аутсорсингом, когда юридические вопросы возникают в другом регионе и решить их дистанционно не представляется возможным", - поясняет Пазинич. Прибегает компания к услугам сторонних юристов и при взыскании безнадежной дебиторской задолженности.

То, что к сторонним юристам обращаются за помощью в решении региональных юридических аспектов, подтвердил и председатель коллегии адвокатов "Тесло" Сергей Черняцкий. Таким образом, поясняет он, заказчик экономит время своих корпоративных юристов и не тратится на длительные командировки.

"Важно, чтобы корпоративные юристы не считали, что внешние консультанты отбирают у них хлеб. Взаимодействие с внешними консультантами должно осуществляться через юридический отдел компании", - считает Пазинич.

Его фирма обращается к внешним консультантам по рекомендациям и через "сарафанное" радио.

Главное для успешной работы внешних консультантов — это репутация, реальный опыт и соблюдение этической стороны вопроса, заверил собравшихся Сергей Шатохин.

Однако есть во взаимоотношениях между корпоративными и внешнимиюристами объективные сложности. Так, часто спорные вопросы возникают по поводу оплаты услуг. Начальник отдела по юридическим и корпоративным вопросам ОАО "Газпромнефть-Тюмень" Светлана Лаврентьева заметила, что их компания еще на первоначальном этапе обговаривает с внешними юристами сроки и реальные возможности получения результата. Без конечного результата компания платить деньги не будет, уверена Лаврентьева. Тогда как сами консультанты против такой политики, считая, что в любом случае были затрачены ресурсы, проведена работа и за нее следует платить хотя бы по себестоимости.

Сергей Шатохин сообщил участникам круглого стола, что в настоящее время разрабатываются стандарты деятельности внешних консультантов, согласно которым заказчик как раз будет обязан платить за реально исполняемую работу.

Сеялхан Макаш также уверен, что во взаимоотношениях внешних и корпоративных юристов важна моральная сторона вопроса. "Юристы очень сильные психологи, и для них важно искреннее отношение. Нам приходится узнавать всю подноготную компании, а значит, на первом плане должны стоять ответственность и нравственность", - заключил Макаш.