К списку статей →

"Российская газета" 

 

Машиностроительные предприятия Западной Сибири демонстрируют в последнее время уверенный рост объемов производства. Однако со вступлением России в ВТО некоторые из них рискуют оказаться на обочине. Есть ли еще шансы у неконкурентоспособных производств закрепиться на отечественном рынке, выяснял корреспондент "РГ".

В Тюменской области машиностроение никогда не было на задворках. И сегодня отрасль во многом определяет экономическое благополучие региона. Местная ассоциация машиностроителей объединяет 24 предприятия, на которых занято около 10 тысяч человек. В прошлом году они произвели продукции почти на 17 миллиардов рублей, что существенно больше, чем в 2010-м. Если обратиться к статистике, то некоторые цифры прямо-таки вдохновляют. К примеру, по машинам и оборудованию прирост составил 35,8 процента, автомобилям, прицепам и полуприцепам - 45,7.

Впрочем, такая ситуация далеко не на всех заводах: на иных зафиксированы резкий спад производства и серьезное - на 10-25 процентов - сокращение персонала. Некоторых местных машиностроителей продолжают вытеснять с рынка отечественные и иностранные конкуренты. Где-то сказывается откровенно слабый уровень менеджмента и невнятная политика владельцев компаний. Основная же причина ухода с занятых ранее позиций - технологическое отставание, изношенность станочного парка, высокая себестоимость продукции, отсутствие капиталовложений. Как следствие - полупустой портфель заказов, незавидная заработная плата, в 3-5 раз уступающая среднемесячному заработку специалистов на успешных заводах, где он доходит до 45-65 тысяч.

По мнению тюменского губернатора Владимира Якушева, сейчас первоочередная задача властей - привлечь инвесторов для ускорения модернизации ряда машиностроительных предприятий. В противном случае после вступления России в ВТО они просто не выживут, предупреждает и директор информационного бюро по присоединению России к Всемирной торговой организации Алексей Портанский. Ведь аналогичные зарубежные товары, ввозимые в страну, неизбежно подешевеют.

Для поддержки машиностроителей, ориентирующихся на топливно-энергетический комплекс, региональное правительство давно практикует такую меру, как частичное возмещение из бюджета добывающим компаниям стоимости приобретенного у тюменских поставщиков оборудования. Своеобразная скидка покупателям обходится бюджету приблизительно в 200 миллионов рублей в год. Благодаря этой преференции отрасль дополнительно привлекает заказов от ТЭКа на 1,5-3 миллиарда рублей.

Непосредственно машиностроители пользуются и другими видами господдержки, например субсидированием лизинговых платежей и банковской процентной ставки. Важно, чтобы льготный режим предприятия использовали по максимуму для технического переоснащения, не проедая финансовые резервы.

Другую проблему - дефицита высококвалифицированных рабочих - работодатели пытаются также решить в содружестве с местным правительством: прошлой осенью оно подписало с ассоциацией машиностроительных предприятий соглашение о сотрудничестве, в котором упор сделан на развитие профессионального образования.

Отдельные заводы, которые с трудом сводят концы с концами, власти области рассматривают как потенциальные площадки для развертывания производств иного характера либо совместных профильных предприятий. Так, часть территории ишимского завода будет использована, вполне вероятно, для переработки продуктов нефтехимического передела - переговоры с инвесторами об этом ведутся. Другой вариант предусматривает организацию на промплощадке сборки белорусской техники.

Стоит присмотреться к опыту лидеров отрасли. В Тюмени уже 70 лет собирают автомобильные аккумуляторы. Еще в сравнительно благополучные 1980-е на предприятии началась стагнация. Но пришел новый руководитель, признанный профессионал, и последовательно, шаг за шагом стал выводить завод из застоя. Построили дополнительные цеха, закупили современное оборудование. Произошло кадровое оздоровление. Работа коллектива сегодня выстроена по принципу японских и корейских корпораций. Стратегическая цель - выпускать продукцию не хуже зарубежных аналогов и в любом случае не дороже. Процесс автоматизации технологических линий непрерывен. Чтобы уменьшить зависимость от диктуемых поставщиками-импортерами цен и снизить собственные затраты, налаживается выпуск комплектующих и  материалов. В итоге завод и по валовым показателям, и по ассортименту, и по качеству продукции вошел в число ведущих производителей на евразийском континенте.            

Еще один поучительный пример. Научно-производственное предприятие, рожденное в Тюмени в 1993-м, за пять последних лет почти вчетверо увеличило объем реализации продукции для нужд нефтегазового комплекса. Почти столь же существенно выросла и зарплата, а число работников - на 40 процентов.

- С самого начала мы сделали ставку на инновации, изобретения, на создание оригинальных, востребованных на рынке изделий, наукоемкие технологии. И выбранное направление целиком оправдало себя, - говорит гендиректор кандидат технических наук Булат Хайруллин. Вместе с коллегами он является автором более 60 изобретений, большинство из которых успешно внедрено и приносит заводу ощутимую прибыль.

Многие эксперты убеждены: времени на раздумья почти не осталось, в предстоящие пять лет машиностроителям, чьи позиции на рынке зыбки, ничего иного не остается, как совершить технологический рывок. В противном случае их ждет поражение. Сергей Шатохин, руководитель консалтинговой компании, разработавшей стратегию инвестиционного развития машиностроительного комплекса региона, считает, что следует принять пакет законодательных актов для государственного стимулирования модернизации отрасли. В частности, посредством исключения из налога на имущество стоимости приобретенного оборудования, предоставления госгарантий по кредитованию таких закупок, а также целевых грантов на разработку и освоение выпуска инновационной продукции с отсрочкой оплаты НДС со стоимости последней.